Вы же понимаете, «проверочка» должна быть результативной, но плана поступлений по проверкам нет, она может пройти и без нарушений. Работайте правильно, и будет всё хорошо» — говорит вам налоговый инспектор и улыбается. И вы улыбаетесь в ответ. Вы с инспектором оба понимаете, что такое «результативная проверочка», не так ли?
Объективная реальность
Любой контролирующий орган, который проводит проверку, не ставит задачу убедиться, что на предприятии всё хорошо. Я на лекциях рассказывала о практике проверок советских времен, когда могла быть оформлена справка об отсутствии нарушений, но однажды одна из слушательниц, дама в возрасте, сказала в ответ: «И за ту надо было платить». Получается, что практика «результативных проверок» — это привет из СССР, и девиз инспекторов — «кто ищет, тот всегда найдет». Вопрос только в том, во сколько вам проверка обойдется, и вот здесь уже важно состояние дел, есть ли все необходимые бумаги и т.п.
Контроль дисциплинирует?
Одного своего знакомого юриста однажды застала за написанием жалобы в налоговую инспекцию на местную забегаловку, мол, не выдали фискальный чек на проданное спиртное. Спрашиваю, не жаль ли времени на такую мелочь. Юрист отвечает: «Понимаешь, они работают круглосуточно, ночью шумят, музыку включают громко, а у нас тут в доме дети маленькие. Я ходил к ним, сначала просил, потом требовал не шуметь после 23.00, ноль реакции. Теперь я буду писать жалобы во все органы, которые только придуманы и добьюсь, чтобы они закрыли это заведение. Теперь это вопрос принципа».
Но есть и другая история, когда некий пенсионер от нечего делать забрасывал жалобами разные инспекции, добиваясь закрытия небольшого ресторанчика.
Можно ли под многочисленными проверками закрыть бизнес? Да, если они будут проходить с определенной интенсивностью. Всегда ли объективно оцениваются обстоятельства нарушений? Боюсь, что нет. Если увеличить количество профильных проверок, станет ли меньше, например, отравлений в заведениях общественного питания? Скорее всего, нет, но зато служба контроля точно «подработает».
Проверенный предприниматель — закрытый предприниматель
Массовые подачи заявлений о прекращении предпринимательской деятельности в конце 2016 — начале 2017 года, связанные с резким ростом сумм обязательных налогов и взносов, создали сегмент «подвисших» субъектов. Они сняты с регистрации как субъекты хозяйствования, но, по словам представителей Государственной фискальной службы, не сняты с учета в налоговой инспекции.
Обещание бывшего главы ГФС «проверить всех» выполнить не так-то просто, требуются ресурсы, так трудовые, так и временные затраты. Поэтому фискалы поступили мудро: разослали экс-предпринимателям по списку письма с просьбой показать документы за весь период деятельности.
Но такое письмо — как морская свинка, которая ни к морю, ни к свиньям отношения не имеет. То есть на внеплановую проверку вроде как не тянет, на обязательный запрос о предоставлении документов тоже, и рассчитано на «добровольцев», которые сами прибегут с бумагами.
Поэтому прежде, чем реагировать на письмо, рекомендую обратиться к юристу, который профессионально определит, с чем вы столкнулись, с проверкой или просто с перепиской.
Проверка — это стресс
Проверять всегда легче, чем работать. Что у вас тут? А почему так? А где эти документы, покажите? Множество вопросов, обоснованных или не всегда, заставляют предпринимателя побегать и понервничать, даже если в документации порядок.
Поэтому как представитель бизнеса я всегда буду стоять на том, чтобы проверок было как можно меньше, особенно «результативных».
А как налоговый консультант выскажу мнение, что уж точно не стоит самим инициировать процедуру проверки. Так можно сэкономить и время, и деньги.
Александра Томашевская, налоговый консультант.